Главная - Младший обслуживающий персонал

Трудовой профиль  «Подготовка младшего обслуживающего персонала».

С 2014-2015 учебного года по трудовому обучению  в школе открыт новый профиль   «Подготовка младшего обслуживающего персонала». По данному профилю обучаются дети, которые  в силу своих психофизических особенностей и глубины дефекта не могут  заниматься  производительным трудом.

Учебный предмет «Подготовка младшего обслуживающего персонала» обладает мощным развивающим потенциалом. Благодаря  предметно-практической направленности  курса на уроках  у учащихся закладывается целостный процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития.

Цель курса:

- общее развитие, включающее в себя  физическое развитие и развитие психики;

-подготовка  обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной  жизни путем социализации через формирование трудовых и коммуникативных умений;

-подготовка  к выполнению обязанностей уборщиков служебных  и производственных помещений , пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной, санитаров в больницах и поликлиниках.

Задачи курса:

-формирование навыков и умений, которые служат основой обучения на санитаров и уборщиков разных помещений.

- воспитание у учащегося  самостоятельности, терпеливости, настойчивости, трудолюбия.

Коррекционные задачи ( в соответствии с особенностями группы обучающихся):

-развитие общей и мелкой моторики,  ручной умелости через овладение  многообразными  ручными операциями,  по- разному влияющими  на  психофизиологические  функции ребёнка;

-овладение общетрудовыми умениями: ориентировка в деталях, планирование работы, самоконтроль; правильность выполнения учащимися трудовых приёмов;

– развитие зрительно-пространственного восприятия, разных форм мышления, речи, воли;

-развитие санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;

-развитие  доброжелательности, честности, тактичности, терпения, стремления помочь больному;

- формирование коммуникативных навыков;

В содержание программы 5-го класса (начало обучения по профилю)  включены следующие основные разделы:

-уборка пришкольной территории;

-уход за комнатными растениями;

- уборка помещений, мытьё  полов;

-сохранение и поддержка здоровья;

-уход за одеждой и обувью;

Вариативность программы  проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий учащимися, в предоставлении свободы учителю в выборе материалов, видов работ, тематике бесед.

Разделы программы.

Уборка пришкольной территории

Объекты работы: дорожки, газоны, спортплощадка,  детская площадка.

Теоретические сведения:

-устройство пришкольной территории ( здание школы, теплицы, гараж, сарай, спортивная и детская площадки, газоны, деревья, кустарники, цветники п др.)

-изменение территории в разные сезоны; работа на территории в разное время года;

-отходы природы и человека, бытовой мусор, подготовка бытовых отходов к переработке их сортировка, утилизация; запрет сжигания мусора;

-уборка опавших листьев и пуха;

-уличный смёт;

-уход за газоном и цветниками в разные сезоны;

-уход за дорожками с твёрдым покрытием;

-уход дорожек с сыпучим и сборным покрытием;

-уборка дорожек в зимнее время: снегоуборка; особенности снегоочистки дорожек с разным покрытием;

-скол льда и устранение скользкости дорожек, меры предосторожности  при использовании антигололёдных средств;

-инвентарь для уборки территории  (метла, лопата, грабли, совки, носилки, скребок, лом), устройства, назначение, рабочие позы, приёмы работы; выбор инвентаря в соответствии с сезоном;

-подготовка к хранению, порядок хранения, безопасное пользование;

-спецодежда: виды, назначение, бережное отношение; выбор одежды для работы на пришкольном участке;

-качества характера, помогающие хорошо работать;

-комплекс работ по уборке территории;

Умение: ориентирование на пришкольном участке,  обращение с метлой, лопатой, граблями, совком, носилками, скребком, ломом; коллективное обсуждение последовательности действий.

Практические работы:

- подметание дорожек с твёрдым покрытием, сбор мусора в кучи, переноска мусора.

-уборка газонов: уборка веток, сучьев, других посторонних предметов, сгребание граблями, удаление с газонов;

- уборка спортивной и детской площадок, других участков пришкольной территории;

-очистка уборочного инвентаря и установка на место хранения;

-расчистка дорожек от снега, скалывание и уборка льда; уборка снега и льда в специально отведённое место.

Уход за комнатными растениями

Объекты работы: комнатные цветы в кабинете,  в коридорах школы.

Теоретические сведения:

-комнатные растения, названия;

-условия, необходимые для жизни и роста;

-требования к размещению, светолюбивые и теневыносливые растения;

-уход за растениями; обрезка сухих листьев,  полив цветов, требования к температуре и качеству воды, периодичность полива, приёмы;

- ёмкости и инвентарь для комнатных растений; приспособления для опрыскивания;

-правила обрезки растений;

Умение: правильно проводить обрезку сухих листьев, поливать комнатные растения, рыхлить почву, протирать листья от пыли.

Практические работы: обрезка и сбор сухих листьев, подготовка воды для полива и опрыскивания, чистка и промывка поддонов, обтирание цветочных горшков, опрыскивание и полив растений.

Уборка помещений, мытьё  полов

Объекты работы: полы в коридорах, классе.

Теоретические сведения:

-помещения школы, периодичность влажной уборки школьных помещений;

-пол: виды (дощатый крашеный, покрытый линолеумом, плиточный);

-средства для мытья пола, средства, применение которых противопоказано при мытье полов с тем или иным покрытием; особенности мытья полов из разных материалов;

-рабочая одежда (халат, косынка): хранение, уход;

-порядок мытья полов;

-уборочный инвентарь (ведро, таз, совок, половая щётка, тряпка, швабра): назначение, пользование, бережное обращение; подготовка к хранению, порядок хранения; маркировка уборочного инвентаря;

-влияние моющих веществ на здоровье;

-правила безопасности при подготовке к уборке полов; техника безопасности при пользовании средствами для мытья полов;

Умения: работать щёткой, шваброй.

Практические работы: подготовка к сухой и влажной уборке дощатого крашенного ,покрытого линолеумом и плиточного полов; подготовка швабры к работе; протирка пола шваброй; прополаскивание тряпки в тазу; обработка уборочного инвентаря после работы и укладывание в специально отведённое место для хранения.

Сохранение и поддержка здоровья

Объекты работы: самообслуживание.

Теоретические сведения:

-понятие «личная гигиена»;

-гигиена рук, гигиена рук в течение дня; как правильно мыть руки; уход за руками;

-предметы и средства личной гигиены; правила личной гигиены;

Умения: следить за личной гигиеной, за чистотой тела, рук; правильно  мыть руки;

Практические работы: мытьё рук с соблюдением изученных правил, поддерживание чистоты ногтей.

Уход за одеждой и обувью

Объекты работы:

Теоретические сведения:

-специальная (рабочая ) одежда, назначение, виды одежды; выбор рабочей одежды;

-защита рук и головы во время работы;

-правила ухода за одеждой и обувью; приспособления для чистки верхней одежды;

- приспособления для стирки;

- ручная стирка одежды; средства для ручной стирки одежды; свойства хозяйственного мыла;

-стирка носков: подготовка к стирке, правила стирки, особенности сушки тонких и шерстяных носков;

-ежедневный уход за обувью; обувь из разных материалов;

-правила ухода за обувью ( сушка мокрой обуви);

-правила хранения одежды; хранение спецодежды и обуви;

-правила выбора одежды и обуви ( по назначению, по сезону);

-электроутюг: назначение, элементарное устройство, пользование, правила безопасности при обращении;


Умения:  стирать в ручную мелкие вещи личного гардероба (носки, носовые платки); ухаживать за одеждой и обувью (чистить, сушить, мыть); правильно хранить свою одежду и обувь;

Практические работы: стирка носков, носовых платков; чистка верхней одежды щёткой, хранение одежды ( спортивная форма),  уход за обувью; мелкий ремонт одежды – пришивание вешалки, пуговиц;  глажение – с помощью учителя;

Используемый учебно-методический комплект:

-Галле А.Г., Головинская Е.Ю. Подготовка младшего обслуживающего персонала. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида по курсы «Технология» ,Самара, издательство Современные образовательные  технологии,2013г.

-Головинская Е.Ю. Подготовка младшего обслуживающего персонала. 5 класс. Рабочая тетрадь, Самара, издательство Современные образовательные  технологии,2013г.

-Головинская Е.Ю. Методическое пособие для учителя  к учебно-методическому комплекту «Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала»

для 5 класса, Самара, издательство Современные образовательные  технологии,2013г.

Автор: Максимова С.Г.